Авиакомпании Самары и РоссииНовости ✈ Уникальная ниша России в мировой авиации под угрозой

26.10.2012 14:38:33

Уникальная ниша России в мировой авиации под угрозой

В последние годы приходится часто слышать об отставании отечественной авиапромышленности от западной. Вместе с тем, на мировом рынке есть уникальные ниши, где Россия и отечественные воздушные суда по-прежнему имеют ключевое значение. Об одном из таких уникальных рынков - рынке рамповой авиации пишут «Регионы России».

Эксперты сходятся во мнении, что рынок рамповой авиации - действительно уникальная ниша, в которой отечественные воздушные суда типа Ил-76 и Ан-124(«Руслан») успешно конкурируют и даже превосходят западные аналоги.
В настоящее время мировой коммерческий парк Ил-76 насчитывает около 149 самолетов, в том числе 27 российских. Парк Ан-124 «Руслан» - 28 воздушных судов, 22 из них - под российским флагом.

Остановимся на самом широко представленном типе воздушного судна Ил-76.
Эти надежные, универсальные воздушные суда нашли устойчивую нишу не только на военно-транспортном, но и на коммерческом рынке авиаперевозок. Традиционно данный тип самолета используется для перевозок гуманитарных грузов таких организаций, как Всемирная продовольственная программа при ООН, Международный Красный Крест, Врачи без границ, обеспечивающих помощь беженцам в пораженных стихийными бедствиями и катастрофами зонах, странах третьего мира. Ил-76 является самым эффективным самолетом, используемым для перевозки негабаритных, дорогостоящих грузов и оборудования по заказам нефтегазовых компаний, предприятий аэрокосмической промышленности, эксплуатантов вертолетной техники во всем мире.

В настоящее время парк воздушных судов этого типа является одним из самых многочисленных в мировой рамповой грузовой авиации. Тем не менее, на этом рынке существует серьезная негативная тенденция, связанная с естественным старением парка и стремительным выбытием самолетов из летной годности. Второй фактор, резко снижающий конкурентоспособность существующих воздушных судов данного типа, – несоответствие требованиям Главы III ИКАО по уровню шума и выбросам углекислого газа в атмосферу, что закрывает доступ данного типа на рынок ряда стран Европы и Северной Америки.
Если в 2000 году на коммерческом рынке работали около 250 воздушных судов этого типа, то в 2009 их число сократилось до 149. При этом процесс выбытия продолжается стремительными темпами. Без принятия оперативных и эффективных мер по продлению летной годности и модернизации парка Ил-76, прогноз к 2020 году неутешителен – менее 50 единиц.

Возобновление производства Ил-76 в России, о котором так много пишут в последнее время, не сможет удовлетворить полностью потребности коммерческой авиации в этом типе воздушного судна. Новые модернизированные российские самолеты не смогут быстро насытить рынок достаточным количеством бортов, а, значит, не решат проблему 2014-2018 года. И риск потери Россией уникальной ниши на мировом рынке авиационных услуг сохранится. При этом надо иметь ввиду, что стоимость нового воздушного судна не будет низкой, (прим.: сегодня стоимость нового воздушного судна с новыми двигателями отечественной разработки ПС-90, обеспечивающими соответствие современным авиационным требованиям, составляет примерно 45 млн долларов), и в течение еще долгого времени эти самолеты не смогут эффективно конкурировать на рынке.

В то же время ряд экспертов говорит о возможности недопущения кризиса 2014 года путем проведения программы экономически эффективной модернизации существующего парка Ил-76. Эта мера позволит остановить исчезновение этого самолета с рынка, которое в настоящий момент идет угрожающими темпами.
Первый шагом на этом пути является замена элементов пилотажно-навигационного комплекса на отечественную авионику, соответствующую современным требованиям.
Второй, ключевой шаг, – проведение ремоторизации воздушных судов. Эта задача носит комплексный характер и требует взвешенных решений со стороны операторов, поскольку кроме соответствия современным авиационным требованиям должен быть решен и вопрос об экономической целесообразности реализованных мер.

Одним из решений экономически эффективной модернизации Ил-76 является использование двигателя Д-30КП «Бурлак», разработанного в НПО «Сатурн», и успешно прошедшего стендовые испытания. По оценкам экспертов, затраты на ремоторизацию воздушного судна не превысят 12-14 млн долларов. Двигатель полностью вписывается в современные нормами ИКАО по шуму, а замена старых двигателей Ил-76 на новые (Д-30КП «Бурлак») позволит существенно (вплоть до 2020 года) продлить жизненный цикл самолета и серьезно улучшить его экологические, экономические и эксплуатационные характеристики.

Справка:

Поскольку 70% узлов и агрегатов двигателя Д-30КП-3 "Бурлак" установлены и на серийных двигателях Д-30КП-2, это позволит значительно снизить ценовые издержки на его установку и эксплуатацию. При том, что системы управления двигателями, электропитание, топливная система и кондиционирование останутся прежними, удается обеспечить соответствие нормам Главы 4 ИКАО по шуму и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии, сокращение среднего расхода топлива на 11%, увеличение тяги до 13000 кгс, и всех видов ресурсов силовой установки самолета. Разработчики уверены, что за счет преемственности конструкции будут обеспечены высокий уровень безотказности и надежности.

Необходимо подчеркнуть наличие реального спроса на данную разработку НПО «Сатурн» со стороны участников как российского, так и зарубежного рынка Ил-76. В настоящее время порядка сорока бортов (как российских, так и зарубежных коммерческих операторов) нуждаются и, что немаловажно, готовы к модернизации с применением двигателя Д-30КП «Бурлак». Так, например, председатель совета директоров авиакомпании «Авиакон Цитотранс» Валерий Савельев в интервью «Регионам России» заявил о готовности стать инициатором реализации данного проекта и выступить стартовым заказчиком. «Практически все операторы Ил-76 заинтересованы в модернизации своего флота. При этом главным вопрос - оснащение самолета экономичными двигателями, которые смогут обеспечивать соответствие международным экологическим требованиям, а также оптимальную себестоимость выполнения грузовых перевозок»,- отметил господин Савельев.
Отметим, что реализация программы ремоторизации не только позволит упрочнить позиции российской авиации на мировом рынке и сохранить уникальную нишу, занятую флотом Ил-76. Проект стратегически важен и для региональной российской экономики, в частности, запуск серийной программы обеспечит новые рабочие места для жителей Ярославской области.


Смотрите также

Cessna сохранит устойчивый объем поставок самолетов в 2010 году

Cessna не намерена отменять заказы будущего года. Согласно исследовани ...

В двух километрах от Минска потерпел крушение Hawker 800

В двух километрах от Минска потерпел крушение авиалайнер. Первым об эт ...
В разделе Новости авиакомпаний

Корпоративная версия бизнес-джета CSeries от Bombardier составит конкуренцию Boeing 737

Авиапроизводитель Bombardier подтверждает возможность выпуска корпора ...

Осторожный оптимизм Piper Aircraft против спокойного реализма Cirrus Aircraft

В 2010 году Piper Aircraft планирует поставить покупателям больше свои ...

Авиаперевозчики:
ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии»
Авиакомпания «Домодедовские авиалинии»
ОАО «Авиакомпания «Омскавиа»
Авиакомпания «Сибавиатранс»
Погода в Самаре:
GISMETEO: Погода по г.Самара
Советуем посмотреть:
Наши гости:


www.samara-airlines.ru